Ministerstvosalon.ru

Информационный проект ministerstvosalon.ru

Академическая электронная музыка
Академическая электронная музыка
Направление:

Продолжение академических традиций в электронной музыке

Истоки:

Европейская академическая музыка, серьёзные формы электронной музыки

Место и время возникновения:

60-е годы XX века Европа, США, СССР, Япония.

Родственные:

наиболее серьёзные формы электроакустической музыки

Академическая электронная музыка[1][2][3][4] (англ. Academic electronic music[5][6], Electronic art music[7][8][9][10]) — вид академической музыки, при создании и исполнении которой используются электронные музыкальные инструменты и технологии.

В кругу профессиональных музыкантов «академической электронной музыкой»[1][11] называют творения наиболее известных композиторов, работавших в сфере музыкального авангарда, экспериментальной и альтернативной музыкиконкретной», «электроакустической», «спектральной», «стохастической», «акусматической», «компьютерной» и т. д.) — Эдгара Вареза, Пьера Шеффера (англ. Pierre Schaeffer)[12], Макса Мэтьюса, частично Генри Коуэлла, Милтона Бэббитта, Анри Пуссёра, Джона Кейджа[2], Эдуарда Артемьева, Софью Губайдулину, Эдисона Денисова, Шандора Каллоша, Михаила Чекалина.

Наиболее корректно термином «академическая электронная музыка» обозначать ту серьёзную интеллектуальную (концептуальную) музыку, которая в значительной степени опирается на лучшие традиции академической школы, а также на передовые современные электронные и компьютерные технологии. К композиторам, работавшим в этом жанре, относятся Лучано Берио, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Дитер Кауфман, частично Дьёрдь Лигети, Луиджи Ноно, Бруно Мадерна, Пьер Булез, Янку Думитреску и др.

Развитие академической электронной музыки привело к появлению на рубеже 1960—1970-х годов различных форм популярной электронной музыки, от индастриала, краут-рока (Kraftwerk, Tangerine Dream, Klaus Schulze и др.) и спейс-рока до эмбиента, нойза и синти-попа.

См. также

Примечания

  1. ↑ «Будить Россию — благородное дело» // Интервью Д. Бояринову. OpenSpace.ru, 2.12.2009. Копия на сайте Э. Артемьева
    «С другой стороны, существует академическая электронная музыка, которая ушла в эксперимент. Это музыка для небольшого круга людей и фестивалей, где решаются проблемы даже не музыкальные, а математические или программные».
  2. ↑ Колебания души // Интервью В. Белунцову. Сайт Э. Артемьева
    Ну, я бы мог назвать «Электронную поэму» Вареза (это, кажется, 1956-й год), затем «Печное действо» Штокхаузена (Очевидно, имеется в виду «Пение отроков в пещи огненной» — В. Б.), далее «Одиночество» Франциско Байля, — это чисто академическая электронная музыка, созданная на синтезаторе и с использованием монтажа — еще не было Pro Tools, и она монтировалась на пленке…
    У меня давно есть неудовлетворенность тем, что электроника академическая пошла по пути экспериментаторства. Эксперимент стоит выше всего. Какие-то звуковые открытия считаются главным, а об остальном как-то забывают. Все бесчисленные фестивали демонстрируют именно это. Сама музыка, музыкальная концепция становится не очень важна, и это печально.
  3. Электронной музыке: 130 лет // 28 декабря 1999
  4. MIGZ-2010 — Международный фестиваль современной музыки и медиаискусства // Радиокомпания «Орфей», 7.09.2010.
    «Однако прежде, чем перейти непосредственно к обзору самого фестиваля, необходимо сказать о том, что академическая электронная музыка и клубная электронная музыка имеют ряд принципиальных отличий, которые в первую очередь заключаются в предпосылках возникновения и в условиях нынешнего существования».
  5. The Cambridge companion to electronic music, стр. 31.— Cambridge University Press, 2007. 287p. (Cambridge companions to music) ISBN 9780521868617
  6. MUC 3301 — Electronic Music. Musique Concrete — History and Figures // Florida Atlantic University
  7. The Cambridge companion to electronic music, стр. 198.— Cambridge University Press, 2007. 287p. (Cambridge companions to music) ISBN 9780521868617
  8. Circuit Bending // Back to the 8 bit. A Study of Electronic Music Counter-culture. 3.02.2007.
    «In terms of musicality, as with electronic art music, it is primarily concerned with timbre and takes little regard of pitch and rhythm in a classical sense…»
  9. A Singer’s Guide to Performing Works for Voice and Electronics // DMA thesis. Austin: The University of Texas at Austin, 2004
    «In 1969, a portable version of the studio Moog, called the Minimoog, became the most widely used synthesizer in both popular music and electronic art music»
  10. «Blood, Dominion and Homeland» // Wabash College. McLain-McTurnan-Arnold Research Scholar Application. 16.11.2009
    «Current works and practices within the electronic art music community will inform the piece both formally and stylistically».
  11. От Технологий Конкретной Музыки к Музыке Компьютерной // e-music.ru, 2006.
  12. Разочарование первооткрывателя // «Музыкальная академия». № 2, 2003. с.90—98

Ссылки

  • Nicholas Collins, Julio d' Escrivan Rincón The Cambridge companion to electronic music.
  • Bruce Hieronymus MUC 3301 — Electronic Music, Musique Concrete — History and Figures, Florida Atlantic University.
  • Андрей Смирнов Электронная музыка (Elektronische Musik)


Академическая электронная музыка.