Ministerstvosalon.ru

Информационный проект ministerstvosalon.ru

Арнольд, Юрий Карлович
Юрий (Георгий) Карлович Арнольд
Основная информация
Полное имя

Юрій Арнольдъ

Дата рождения

1 (13) ноября 1811(1811-11-13)

Место рождения

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти

8 (20) июля 1898(1898-07-20) (86 лет)

Место смерти

Каракаш, близ Симферополя, Крым Российская империя

Страна

Российская империя

Профессии

композитор педагог

Певческий голос

баритон

Инструменты

фортепиано

Псевдонимы

А. Ю., Гармонин, Меломан

Награды

первая премия на конкурсе петербургского филармонического общества

Ю́рий (Гео́ргий) Ка́рлович Арно́льд (13 ноября [1 ноября1811, Санкт-Петербург — 20 июля [8 июля1898, Каракаш, близ Симферополя), псевдонимы Карло Карлини, А. Ю., Гармонин, Меломан — музыкальный теоретик, композитор, преподаватель пения. Работа Арнольда в качестве музыкального журналиста в значительной мере способствовала популяризации русской музыки в Европе.

Сын литератора Карла Ивановича Арнольда; брат учёного-лесовода Фёдора Карловича Арнольда.

Содержание

Биография

Родился в обрусевшей немецкой семье в Петербурге. Был православного вероисповедования. Учился в Дерптском университете, по филологическому факультету; курса не кончил. В 1831 году поступил в Стародубовский кирасирский полк, чтобы участвовать в усмирении польского мятежа.
В 1838 году Арнольд вышел в отставку со службы и целиком посвятил себя музыке. Почетный член Киевского литературно-артистического общества.

Пианист и баритон

Музыкой стал заниматься с детского возраста, беря уроки фортепиано у А. И. Черлицкого, ученика Джона Фильда. Студентом исполнял публично фортепианный концерт Гуммеля и партию баритона в оратории Гайдна «Die Schopfung».
Арнольд занимался гармонией у Леопольда Фукса. Контрапункт изучал у О. К. Гунке.

Композитор

В 1835 году появилось в печати первое сочинение Арнольда — романс «Вечерний звон» (Козлов). В 1836 году он написал оперу «Цыганка» на либретто Александра Мундта. В 1836 году познакомился с М. И. Глинкой и дал первый свой концерт (отрывки из опера «Цыганка»).

В 1839 году Арнольд выступил на конкурсе петербургского филармонического общества с кантатой «Светлана» (текст Василия Жуковского), получившей первую премию. К выдаче премии послужило препятствием немецкое происхождение автора (конкурс был объявлен для русских композиторов); дело дошло до императора Николая I, который повелел считать Арнольда природным русским. В 1842 году были изданы в Петербурге 40 его романсов. В том же году Арнольд познакомился с приезжавшим в Петербург Ф. Листом, в защиту которого впоследствии выступал в печати. В течение 1842—1860 годов Арнольд написал (на собственное немецкое либретто) трёхактную оперу «Нидия, или Последний день Помпеи». Эта опера исполнялась в разное время в России и в Германии, но только по частям, и осталась в рукописи. В 1852 году поставлена в Петербурге оперетта Арнольда «Der Invalid», а в следующем году — оперетта «Клад, или За Богом молитва, за царем служба — не пропадают»; впоследствии Арнольд написал к ней другой текст и переименовал в «Ночь на Ивана Купала». В 1860 году Арнольд написал увертюру к «Борису Годунову» Пушкина, в ней сказалось подражание Глинке. Она была исполнена за границей, и в 1897 году, под управлением автора, в одном из концертов Русского музыкального общества. В русском стиле написаны «Русская баллада» и «Как у всех-то людей» (слова Льва Мея).

Большая часть музыкальных сочинений Арнольда осталась не изданной. Как композитор Арнольд не обнаруживал яркой индивидуальности и находился под сильным влиянием немецких классиков, с одной стороны, и Глинки — с другой. В 1892—1893 годах издал свои «Воспоминания», охватывающие период времени с 1815 по 1875 годы и имеющие значение для истории быта и музыки в России. Арнольд работал над осуществлением идеи «амплификатора» — механического приспособления к фортепиано, придающего звуку певучесть. «Амплификатор» должен был улучшить звучность фортепиано и придать его настрою точность и ровность тембра. Фирма Шредера построила по его указаниям инструмент, но за смертью Арнольд его идея не получила практического осуществления.

Музыкальная критика

В период от 1840-х до начала 1860-х годов Арнольд занимался также музыкальной критикой в «Библиотеке для чтения», «Пантеоне», «Северной пчеле» и «Сыне Отечества».

С 1863 года и по 1868 год Арнольд жил в Лейпциге. В лейпцигской «Новой музыкальной газете» (1863, № 8—15) Арнольд поместил обширную статью «Развитие русской национальной оперы» (нем. Die Entwickelung der russischen National-Oper), в которой впервые в немецкой прессе говорилось о значении Даргомыжского. В 1867—1868 годах он редактировал «Zeitschrift für Theater und Musik». В 1883 году в Лейпциге Арнольд прочел лекцию «Об основах древне-православного церковного пения». В 1889 году Арнольд опять ездил в Лейпциг, где читал лекции о русской музыке.

В 1868—1870 годах Арнольд жил в Австрии, в Граце где в музыкальном институте Яна Гувы преподавал музыкальную эстетику и учение о формах.

Педагогическая деятельность

В 1870 Арнольд был приглашен в Московскую консерваторию на кафедру контрапункта, но в силу некоторых обстоятельств кафедру он не получил. По распоряжению великой княгини Елены Павловны Арнольду всё-таки дали звание профессора.

Оставшись в Москве Арнольд открыл общественные музыкальные классы, имевшие успех и просуществовавшие свыше 10 лет. Здесь он преподавал пение, теорию и историю музыки. Среди его учеников был известный баритон Павел Хохлов.
Не раз Арнольд выступал и как лектор, в России и за границей, по истории музыки и акустики.

В 1888 году занимал в Московском университете кафедру по истории музыки, получил звание приват-доцента. Вступительная его лекция «О данных для возрождения самобытной национальной русской музыкальной школы» в значительно расширенном изложении напечатана под заглавием: «Возможно ли в музыкальном искусстве установление характеристическо-самостоятельной русской национальной школы и на каких данных должна таковая основываться» («Баян», 1888—1889).

С 1894 года почти до конца жизни Арнольд оставался в Петербурге, где давал уроки пения. По вопросом о преподавании пения Арнольд написал статью «О причинах недостатка в России хороших певцов и певиц» («Музыкальный Мир», 1883, № 8 и 9) и в последние годы жизни издавал «Теорию постановки голоса» (не законченную), в которой отстаивал метод староитальянской школы.

Церковная музыка

В области церковной музыки Арнольд написал «Литургию св. Иоанна Златоуста» (Приложение к журналу «Музыка и Пение»)

Как теоретик, Арнольд известен исследованиями по русскому церковному пению. Пользовался поддержкой и советами прот. Димитрия Разумовского, свящ. Петра Преображенского, В.Ф. Одоевского, Е.Ф. Корша, М.Ю. Виельгорского. Собирая и изучая материалы еще с 1842 года, для чего нарочно ездил в Киев и на Волгу, он издал целый ряд трудов: «Die alten Kirchen modi historisch und akustisch entwickelt» (Лпц., 1878); «Теория древнерусского церковного и народного пения», вып. I: «Теория православного церковного пения» (М., 1880). Главный тезис этого исследования — что между нашим церковным пением и древнегреческой музыкой имеется неразрывная связь, — он защищал, между прочим, на диспуте, устроенном в Румянцевском музее Обществом любителей древнерусского искусства. Некоторые неологизмы из числа многих, которые Арнольд вводил по методу морфологической передачи греко-византийских оригиналов (например, метабола) в свои труды, много лет спустя вошли в лексикон русской (постсоветской) музыкальной науки.

Другие его труды: «Гармонизация древнерусского церковного пения» (М., 1886) [1]; «Применение древнеэллинской и византийской теории музыки к знаменному и столповому пению», «Общий свод правил гармонизации знаменного распева», «Гармонические начала церковных гласов», «О принципе гармонизации церковных гласов», «Die Lehre von der Tonkunst auf Grund physiologischen, asthetischen und psychologischen Gesetze», I ч., «Harmonik», т. I; «Die Grundharmonien» (Грац, 1869; по-русски); «Наука о музыке на основании эстетических и физиологических законов», т. I, «Гармония»; вышел только вып. I (М., 1875); т. II: «Die Elemente der polyphonen Bewegung» (М., 1871); т. III: «Die Discordanzen» (М., 1872); «Die absolute Tonlehre und die Klangzeichen der alten Griechen» (1874—1879).

Литературные труды

  • Драма «Kunstlerleben» (1852), поставленная в СПб. в 1854 году;
  • трагедия «Andreas Brunau» (1855), шедшая с успехом в Кенигсберге и в Петербурге в 1857 году;
  • поэма «Август».

Арнольд сотрудничал во многих русских и немецких изданиях то как театральный критик («Муз. Театрального Вестника», 1850), то как писатель о музыке (в «Московских Ведомостях»)
К музыкально-теоретическим трудам Арнольд принадлежат также: «Конспект рациональной музыкальной грамматики», «О теории музыкальных звуков на основании акустических начал», а также «Теория постановки голоса» (СПб., 1898, 2 части).

  • В 1892 изданы в Москве три тома воспоминаний.[2]

Примечания

  1. Гармонизація древне-русскаго церковнаго пѣнія по эллинской и византіской теоріи и акустическому анализу М., 1886
  2. Воспоминания 14 (26) декабря 1825 г. М., 1892. Вып. 1. С. 90-96.

Сочинения

  • Теория древне-русского церковного и народного пения на основании автентических трактатов и акустического анализа. Вып. 1: Теория православного церковного пения вообще, по учению эллинских и византийских писателей. М.: Православное обозрение, 1880. (PDF, 10 Mb)

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
  • Арнольды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Игнатьев Е. Памяти Юрия Карловича Арнольда, почетного члена Киевского литературно-артистического общества. — В кн.: Иллюстрированный сборник Киевского литературно-артистического общества. Киев, 1900, с. 24-30.
  • Арнольд Юрий Карлович
  • Православная энциклопедия
  • Лисицын. Обзор. С. 25-26;
  • Компанейский Н. И. О связи русского церковного песнопения с византийским // РМГ. 1903. № 29-34, 37;
  • Плотникова Н. Ю. К проблеме гармонизации церковных распевов в русской музыкальной теории 60-80-х годов XIX века // Сергиевские чтения-1: О русской музыке. М., 1993. С. 28-33. (Науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского; Сб. 4)


Арнольд, Юрий Карлович.