Ministerstvosalon.ru

Информационный проект ministerstvosalon.ru

Взрыв Boeing 747 над Локерби
Перейти к: навигация, поиск
Теракт на рейсе 103 Pan Am

Мемориал катастрофе Боинга-747 над Локерби 21 декабря 1988 года
Общие сведения
Дата

21 декабря 1988 года

Характер

Теракт

Место

Локерби, Шотландия

Погибшие

270 (259 в самолёте, 11 на земле)

Воздушное судно
Модель

Boeing 747—121

Имя самолёта

Clipper Maid of the Seas

Авиакомпания

Pan American World Airways

Пункт вылета

Хитроу

Пункт назначения

Международный аэропорт имени Джона Кеннеди

Бортовой номер

N739PA

Дата выпуска

1970 год

Пассажиры

243

Экипаж

16

Выживших

0

Авиакатастрофа над Локерби (англ. Pan Am Flight 103) — взрыв самолёта Боинг-747-121, бортовой номер N739PA, компании Pan American World Airways, произведённый террористами над городом Локерби (Шотландия) с помощью пластичной взрывчатки семтекс 21 декабря 1988 года. Самолёт совершал рейс 103 из лондонского аэропорта Хитроу в нью-йоркский Международный аэропорт имени Джона Кеннеди. В общей сложности погибло 270 человек (259 при крушении самолёта (из них 243 пассажира) и 11 на земле)[1].

Лайнер

Рейс 103 Pan Am выполнялся Боингом-747-121 по имени Клипер Девы Морей. Самолёт был пятнадцатым построенным Боингом-747 и был доставлен авиакомпании в феврале 1970 года[2][3], через месяц после того как Pan Am стала применять Боинги-747 на своих рейсах[2][4]. Командиром рейса был Джеймс Брюс МакКуари (55), второй пилот — Рэймонд Роналд Вагнер (52), а бортинженер — Джерри Дон Эрвитт (46)[5]

Расследование и суд

После трёх лет совместного расследования полиции шотландской области Дамфрис и Галлоуэй и ФБР 13 ноября 1991 года было выдвинуто обвинение против двух ливийцев — сотрудника спецслужб Ливии и главы службы безопасности авиакомпании «Libyan Arab Airlines» Абдельбассета Али аль-Меграхи (англ. Abdelbaset Ali Mohmed Al Megrahi) и регионального менеджера этой авиакомпании в аэропорту Луки (Мальта) Аль Амина Халифа Фимаха (англ. Al Amin Khalifa Fhimah). Санкции против Ливии ввёл Совет безопасности ООН.

В 1999 году после длительных переговоров глава Ливии полковник Каддафи согласился выдать подозреваемых при условии, что суд состоится на нейтральной территории. 5 апреля 1999 года подозреваемые были выданы шотландской полиции в голландском Утрехте, где на бывшей американской военной базе «Camp Zeist» состоялся суд, действовавший по шотландским законам и вынесший вердикт 31 января 2001 года. Абдельбассет Али аль-Меграхи был признан виновным и приговорён к пожизненному заключению, Аль Амин Халифа Фимах был признан невиновным.

Аль-Меграхи содержался в шотландской тюрьме Гринок (англ. Greenock). Множественные апелляции в различные судебные инстанции Шотландии и Европейского союза успеха не принесли.

В 2003 году Ливия признала ответственность своих официальных лиц за взрыв самолёта[6].

Освобождение аль-Меграхи

В связи с обнаружением рака простаты решением министра юстиции правительства Шотландии (англ. the Scottish Government Justice Secretary), Кенни МакАскилла (англ. Kenny MacAskill), 20 августа 2009 года аль-Меграхи был освобождён. Категорический протест освобождению высказала Государственный секретарь США Хиллари Клинтон[7]. Недовольство решением шотландского правительства также прозвучало в выступлениях президента США Барака Обамы, Генерального прокурора США Эрика Холдера, старшего советника президента США по борьбе с терроризмом Джона Бреннана, нескольких сенаторов США[8][9]. Директор ФБР Роберт Мюллер III написал открытое письмо министру юстиции Шотландии[10].

20 мая 2012 года аль-Меграхи умер в своём доме в Ливии[11][12].

Возвращение к делу Локерби

23 февраля 2011 года бывший секретарь Главного народного комитета (министр) юстиции Ливии, Мустафа Мухаммад Абд-аль-Джалиль (англ. Mustafa Abdel-Jalil) в интервью Ассошиэйтед Пресс заявил, что у него

Есть доказательства того, что Каддафи лично отдал приказ взорвать самолёт над Локерби.

Mulvihill, Geoff. Report: Ex-minister says Gadhafi ordered Lockerbie  (англ.), Associated Press (23 February 2011). Проверено 23 февраля 2011.

Примечания

  1. Clipper Maid of the Seas: Remembering those on flight 103. panamair.org (2007). Проверено 8 июня 2008. Архивировано из первоисточника 2 марта 2012.
  2. 1 2 Jet That Crashed Was an Early 747 (22 December 1988), стр. A6.
  3. Pan Am Jet Crashes in Scotland, Killing at Least 273 (22 December 1988). Проверено 21 мая 2010.
  4. Cross, David. Doomed plane 'well inside its service limit' (22 December 1988).
  5. Plane-Truth, the crew of Pan Am 103
  6. «Дело Локкерби» закрывается
  7. Официальный сайт Государственного департамента США.  (англ.) — 25.08.2009.
  8. The Washington Post. August 21, 2009.  (англ.) — 25.08.2009.
  9. The New York Times. August 21, 2009.  (англ.) — 25.08.2009.
  10. The Telegraph. 22 August 2009.  (англ.) — 25.08.2009.
  11. В Ливии умер единственный осуждённый по делу Локерби
  12. Lenta.ru: В мире: В Ливии умер организатор теракта над Локерби


Взрыв Boeing 747 над Локерби.