Ministerstvosalon.ru

Информационный проект ministerstvosalon.ru

Зорн, Джон
Джон Зорн
Страна

США

Профессии

композитор
саксофонист

Жанры

джаз
авангард
клезмер
метал
грайнд-кор
камерная музыка

Псевдонимы

Dekoboko Hajime

Коллективы

Naked City
Painkiller
Masada
Prelapse

Сотрудничество

Фред Фрит
Ямацука Ай
Майк Паттон
Милфорд Грейвс
Сьюзи Ибарра
Вадада Лео Смит
Арто Линдсей
Юджин Чедберн
Blind Idiot God
Praxis
Гэри Лукас
Kronos Quartet
Лесли Далаба

Лейблы

Tzadik
Avant Recordings

http://tzadik.com

Джон Зорн (англ. John Zorn; р. 2 сентября 1953, Квинс, Нью-Йорк) — американский композитор-авангардист, саксофонист, музыкальный продюсер, основатель лейбла Tzadik и движения еврейской авангардной музыки «Радикальная еврейская культура». Один из лидеров современного музыкального авангарда.

Творчество Зорна отличает жанровое разнообразие: в его арсенале работы в джазовой стилистике, сочинения академической авангардной музыки, сочетания хардкора, клезмерской музыки и свинга, сладжа и нойза, электро-акустические эксперименты, неидиоматическая импровизация.

Содержание

Биография

Джон Зорн родился в Нью-Йорке в семье парикмахера и преподавательницы[1]. В детстве он получал уроки фортепиано, в 10 лет освоил гитару и флейту, а в 14 лет открыл для себя классическую музыку и начал сочинять[2]. Благодаря разнообразию музыкальных вкусов отца, матери и старшего брата композитора он с самого детства слышал множество музыкальных произведений различных стилей; более того, по некоторым сведениям, Зорн в молодости играл на басу в сёрф-роковой группе и находился под влиянием The Doors[1].

В 1971-73 гг. Зорн учился в Attended Webster College (Сент-Луис, Миссури), где открыл для себя авангардный джаз; особенно сильно повлияло на него творчество Энтони Брэкстона. Он начал играть на саксофоне, бросил колледж и переселился на Манхэттен, где быстро влился в авангардно-джазовую тусовку. К этому времени относится сочинение импровизационных пьес, в которых свобода музыканта ограничивалась неким предварительно заданным набором правил (Lacrosse, Hockey, Archery, Pool)[1]. Это «полуподпольное» существование продолжалось примерно до начала 80-х годов, когда был подписан контракт с лейблом Elektra/Nonesuch.

В конце 1980-х — середине 1990-х годов Зорн часто посещает Японию, сотрудничает с радикальными японскими музыкантами, наиболее известен среди которых Ямацука Ай, пишет музыку к порнографическим фильмам и мультипликационным сериалам японских режиссёров. К этому времени относится существование проекта Naked City.

В 1993 году создан проект «Masada».

В 2006 году Зорн стал лауреатом премии фонда МакАртуров[3].

Проекты Джона Зорна

Naked City

Naked City — первый проект Зорна, получивший широкую известность на джазовой сцене. В рамках этого проекта в основном исполнялись произведения джазовых и классических композиторов, а также «хардкорные миниатюры», созданные под влиянием грайндкора. Кроме того, проводились эксперименты по сочетанию эмбиента и метала.

Painkiller

В 1991 года вместе с басистом Биллом Ласвеллом и лучшим барабанщиком грайнд-кора Миком Харрисом Зорн создал ансамбль Painkiller, объединивший радикальный грайнд-кор с авант-джазом и авант-роком с использованием элементов даба и эмбиента.

Радикальная еврейская культура

Masada

Masada на сцене

С созданием в 1994 году группы Masada к Зорну пришла широкая известность в джазовых кругах. Музыка этого коллектива представляет собой сочетание фри-джаза и клезмера. Зорном был написан так называемый «Masada Songbook» — сборник из около 200 клезмерских мелодий, послуживших основой для импровизаций Masada. Классический состав Masada был основан на составе легендарного квартета Орнетта Коулмана.

Музыка к кинофильмам

Зорн написал музыку к множеству кинофильмов. Новаторский талант Зорна проявился и в причудливом объединении традиций еврейской и японской музыки с самыми радикальными современными экспериментами.

Академическая музыка

Зорн написал множество произведений для камерных оркестров, в основном в жанре минимализма.

Большое внимание в творчестве Зорна уделено музыке для реальных (Filmworks VII) или воображаемых (Cat O’Nine Tails, For Your Eyes Only, Carny) мультфильмов. Эта грань творчества композитора связана с его интересом к музыке Карла Сталлинга — человека, сформировавшего каноны мультипликационной музыки с её иллюстративностью, неожиданными сменами ритма и темы и заимствованием музыкальных тем из современной массовой культуры.

Зорн[4]:

Когда я учился в колледже Сент-Луиса, я работал над диссертацией о музыке Карла Сталлинга, который писал для киностудии Warner Bros. Этот человек — действительно гений. Когда вы слушаете его музыку, абстрагируясь от мультфильмов, она изумительна. Это были 1940-е годы, период расцвета Warner Bros. Я думаю, что они совершили невероятный прыжок в технологиях кино.

Экспериментальная музыка

Музыкальные эксперименты Зорна посвящены в основном построению импровизационных систем и «игре в музыку». Наиболее известным примером такого рода проектов является проект «Cobra», посвящённый управляемой импровизации. При исполнении дирижёр (обычно сам Зорн) показывает музыкантам, в какую сторону необходимо развивать импровизацию, с помощью специальных карточек.

Moonchild

Последним на данный момент проектом Зорна является Moonchild Trio (неофициальное название по названию первого альбома), музыка которого посвящена исследованию тёмной стороны человеческого сознания и базируется на творчестве таких мастеров, как Антонен Арто, Алистер Кроули и Эдгард Варез.

Состав

Tzadik

Джон Зорн — исполнительный продюсер рекорд-лейбла «Цадик» (Tzadik), основанного в 1995 году. Лейбл предоставляет площадку для самовыражения молодым еврейским и авангардным музыкантам. Музыкант получает возможность издать свой альбом, если его музыка заинтересует Зорна. Кроме того, лейбл осуществляет выпуск и издание альбомов самого Зорна.

Дискография

Книги

Редактор

  • Zorn. J. (ed.) (2000) Arcana: Musicians on Music, Hips Road: New York (ISBN 1-887123-27-X)
  • Zorn. J. (ed.) (2007) Arcana II: Musicians on Music, Hips Road: New York (ISBN 0-9788337-6-7)
  • Zorn. J. (ed.) (2008) Arcana III: Musicians on Music, Hips Road: New York (ISBN 0-9788337-7-5)
  • Zorn. J. (ed.) (2009) Arcana IV: Musicians on Music, Hips Road: New York (ISBN 0-9788337-8-3)
  • Zorn. J. (ed.) (2010) Arcana V: Musicians on Music, Magic & Mysticism, Hips Road: New York (ISBN 0-9788337-9-1)

Источники

  1. ↑ Биография Зорна на musicianguide.com
  2. Биография Зорна на downbeat.com
  3. Авангардист Джон Зорн получил премию Макартура
  4. John Zorn’s Chamber Music на сайте Скотта Майкрантца

Ссылки

  • Музыка радикальной еврейской культуры Джона Зорна Михаэля Дорфмана
  • Рекорд-лейбл «Цадик»
  • Неполная дискография Зорна
  • Art of the States: John Zorn
  • Биография и дискография Джона Зорна Скотта Мейкранца
  • Джон ЗОРН: монолог музыканта
  • неофициальный сайт Джона Зорна
  • обсуждение творчества Джона Зорна на Джазовом форуме
  • Деконструкция в музыке Марселя Кобуссена — интерактивная диссертация о музыкальном деконструктивизме Джона Зорна и др.

Зорн, Джон.