Ministerstvosalon.ru

Информационный проект ministerstvosalon.ru

Мёбес, Григорий Оттонович
Григорий Оттонович Мёбес
Псевдонимы:

ГОМ

Дата рождения:

1868 год(1868)

Место рождения:

Рига, Лифляндия

Дата смерти:

1934 (1930)?

Место смерти:

в ссылке в Сыктывкаре (Усть-Сысольске) ?

Гражданство:

 Российская империя →
 СССР

Подданство:

Российская империя

Школа/традиция:

мартинизм, оккультизм, герметизм

Период:

1910-1925

Оказавшие влияние:

Папюс

Мартинизм
Основные составляющие Учения
Направления оккультной практики
Мартинисты
Деятели, оказавшие влияние
Мартинистские организации
† Основные символы и понятия †
Связанные с мартинизмом организации
Книги
Издательства

п·о·р

Григорий Оттонович Мёбес, «ГОМ» (1868, Рига — ? 1930/1934, Сыктывкар) — глава Санкт-Петербургского Ордена Мартинистов в России, дворянин и барон, оккультист, теософ, таролог. Считается наиболее серьезным и глубоким из оккультистов России 1910—1920х годов. Автор лекций «Курс энциклопедии оккультизма», по которым записана одноимённая книга.

Содержание

Биография

Коллежский советник барон Григорий Оттонович Мебёс родился в Риге (Лифляндия) в 1868 году. В 1891 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета. В 1904-1905 году преподавал математику, физику и французский язык в царскосельском реальном училище[1] и Николаевском кадетском корпусе (гимназии), а также физику в женском училище министерства народного просвещения.

В 19061917 годах преподавал математику в Пажеском корпусе[2] и Николаевском кадетском корпусе. Его женой была Ольга Евграфовна Нагорнова, с которой он порвал в 1912 году, что не помешало ей играть впоследствии видную роль в мартинизме. После октября 1917 года работал учителем, в середине 1920-х годов преподавателем математики в 11-й совтруд-школе (экс-Витебская гимназия).

«Худой, очень некрасивый, с каким-то немного перекошенным лицом, с пенсне на носу»[3]. «Вся внешность Григория Оттоновича производила впечатление внутренней силы. Крупный, с широкими плечами, немного сутулый, резкие черты лица, с тяжелым горбатым носом и густыми бровями, нависшими над спокойными и всегда внимательными серыми глазами, густыми усами и клинообразной бородкой. Цвет волос рыжий, с проседью. Обычно был одет в чёрный сюртук. Манеры имел спокойные и несколько старомодные, говорил изысканно вежливо, зачастую вставляя в речь шутку»[4].

Петербургский Орден Мартинистов

В 1910 году с Мёбесом знакомится «Генеральный Делегат Ордена Мартинистов в России» Чинский Ч. И. (получивший это звание несколько месяцев ранее от главы Ордена Мартинистов Папюса). На него произвели впечатление серьезное и глубокое отношение Мёбеса к оккультизму, и, недолго думая, он предложил ему степень «Неведомого начальника» (полное мартинистское посвящение) и «почетный диплом доктора герметизма Высшей герметической школы в Париже».

В конце 1910 года Г. Мёбес становится «Генеральным инспектором (секретарем) петербургского отделения Ордена», «Генеральной ложей» которого (ложа-мать) стала «Великая ложа Аполлония Тианского», объединявшая вокруг себя малые ложи.[5][6] В том же году 5 августа уже сам Г. О. Мебес официально открывает во Владимире Мартинистскую ложу «Св. Иоанн Равноапостольный».[7][5][6] Основной костяк её составила семья П. М. Казначеева и их ближайшие друзья и родственники. В 1911 году Казначеевы переехали в Москву вместе с ложей «Святого Иоанна».

В 19111912 годах прочел в Петербурге лекционный «Курс энциклопедии оккультизма», который практически во всем следовал теории Папюса. Лекции эти, записанные его ученицей, были изданы двух томах под псевдонимом «Г. О. М.», и пользовались очень большой популярностью, о чём свидетельствуют десятки воспоминаний и отзывов.

В том же году, скандальная слава афериста, приобретённая Чинским Ч. И. приводит к тому, что полиция высылает его в Белозерский уезд Новгородской губернии, где у него было имение.

В августе 1912 года Мёбес пытается изменить на свой лад Ложу русских мартинистов. Он переписывается об этом с П. М. Казначеевым, который сообщает это Чинскому. Чинский отстраняет Мёбеса от управления Петербургской Ложей и назначает Казначеева учреждающим делегатом Ордена Мартинистов в России.[8][9][10][11] (Возможно при этом Казначеев послал Л. Д. Рындину в Париж, для того, чтобы именно его Папюс назначил Великим Мастером.[уточнить]) Казначеев тут же выдал патент С. К. Маркотуну на учреждение ложи «Святого апостола Андрея» в Киеве. (Возможно[уточнить] и Мёбес писал Папюсу просьбу о назначении его Великим Мастером.)

Слова Мёбеса на допросе 1926 года: «В конце 1912 (или в начале 1913) года я официально сообщаю Папюсу, что я категорически утверждаю не только фактическую, но и формальную свою автономию, и прошу провозгласить это печатно, что и выполняется журналом Initiation (правда, в очень мягкой и почтительной ко мне форме, но все же категорично)». Однако по версии историка Брачева В. С.[10][11] и автобиографии Казначеева[9], в «Mysteria» № 2 за 1913 год было опубликовано официальное сообщение Верховного совета Ордена Мартинистов, коим Мебес лишается всех званий связанных с Орденом, а его ложа «Аполлоний» закрывается.

В 1913 году петербургские мартинисты во главе с Мёбесом образовали особую автономную цепь «О. М. О. Р.» («Автономный разряд мартинизма русского послушания») с ярко выраженной тамплиерской окраской. Управлялся реформированный Орден «Невидимым магистром» или «Отцом» (Г. О. Мёбес). Его официальным представителем был его ученик И. К. Антошевский. Ложа «Аполлония» объявлена «Великой ложей России». Капитул Ордена состоял из семи лиц. Официальным печатным органом русских мартинистов был оккультный журнал «Изида».

В этом же году Чинский продаёт своё имение, и в декабре 1913 года покидает Россию.

Противоречия между петербургскими и московскими «братьями» имели принципиальный характер. Если П. М. Казначеев «во главу угла» ставил посвятительную традицию, что сближало его с философским или нравственным масонством, то Г. О. Мебес приоритетным для себя и своих учеников считал овладение оккультным знанием.

В 1915 году в Варшаве во время вступления туда немцев лишился рассудка Ч. И. Чинский, и управление русской делегацией ордена мартинистов перешло к П. М. Казначееву[12]. В 1916 году петербургский орден был преобразован в «Орден мартинистов Восточного послушания». Летом 1917 года, когда И. К. Антошевский был убит, его сменил в этой должности другой ученик Мебеса — В. В. Богданов.

Издателю сборника «Оккультизм и Йога» А. М. Асееву[13] принадлежит версия, согласно которой все три главные ветви русского посвятительного движения: масонство, мартинизм и розенкрейцерство существовали в виде отдельных и самостоятельных организаций. Однако руководил ими один и тот же человек — Г. О. Мебес. Нечего и говорить, что все три ордена работали в тесном контакте друг с другом и входили в них зачастую одни и те же лица. Мартинистские и розенкрейцерские ложи располагались, по сведениям Асеева, на квартире Мебеса в Песках (где он жил в 1917 — начале 1918 года) и были прекрасно обставлены, в остальное время он жил углу Греческого проспекта и 5-й Рождественской ул, там и собирались члены обществ. Хотя вывод его, что Мебес якобы был негласным руководителем посвятительного движения в России не только начала века, но и в 1920-е годы — явное преувеличение. Другое дело, что и масоны, и мартинисты, и розенкрейцеры, в сущности говоря, звенья одной цепи — они всегда работали и работают в тесном контакте друг с другом. Скрытная деятельность их в России, а затем и в СССР продолжалась вплоть до 1925 года, когда ими всерьез заинтересовалось ОГПУ.

В 19181921 гг. Мёбес читал лекции по книге Зогаре (часть Каббалы), а его жена — Мария Нестерова  — по истории религии. Помимо чисто теоретических занятий, в «школе» велась и практическая работа по развитию у её членов цепи способностей к телепатии и психометрии.

Жена Мёбеса — Мария Альфредовна (Эрлангер), урожденная Нестерова, дочь одного из компаньонов Мельничностроительного и торгово-промышленного товарищества «Антон Эрлангер и Ко» в Москве, в годы Первой мировой войны поселилась в Петербурге, где основала «Общество чистого знания». Была со-руководительницей ленинградской Ложи мартинистов, ложи тамплиеров (степень «дама червей»). В середине 1920-х гг. работала учительницей. Возможно была женой Б. В. Aстромов сыгравшего роковую роль в истории петербургских оккультных обществ.[14]

1920-е годы: конец общества мартинистов в СССР и смерть Мёбеса

В 1919 году Мёбес назначает «генеральным секретарём Ордена Мартинистов» Бориса Астромова, масона с 1909 года, который знакомит слушателей с историей масонства. В 1921 году Мёбес и Астромов расходятся. Мёбес говорил, что ему не понравились низкие моральные качества Астромова, однако более вероятно, что основой было убеждённое масонство Астромова, которые Мёбес считал громоздким, сложным и неподходящим для советской России.[13][15]

В 1925 году Б. Астромов приходит в приёмную ОГПУ в Москве, и за разрешение ему эмигрировать предлагает свои услуги осведомителя[15]. Разрешение он так и не получил, но ОГПУ обращает пристальное внимание на всех деятелей данной тематики, включая созданные Астромовым в 1921 году масонскую и три мартинистские ложи.

В ночь с 16 на 17 апреля 1926 года ОГПУ провело обыски на квартирах наиболее активных деятелей оккультных лож. «Улов» чекистов был ошеломляющим: огромное количество книг, масонских значков, мечей, шпаг, плащей, ленточек и других предметов масонского ритуала, которые были немедленно изъяты. Сложнее обстояло дело с масонским алтарем и молельней, обнаруженными на квартире у Г. О. Мебеса (Греческий пр., д.13/3, кв.5), который было решено отставить под сохранность хозяина. После этого ленинградских оккультистов стали то и дело вызывать на допросы в ОГПУ. Однако под арестом держали одного только Б. В. Астромова. В отношении остальных было решено ограничиться подпиской о невыезде.

Характерно, что уже после ареста Б. В. Астромова его ближайшие друзья пытались спасти организацию, преобразовав её в ложу «Возрожденного Сфинкса», основанную уже на розенкрейцерских началах. Основу этого масонского сообщества должны были составить масоны, «оставшиеся от Астромова»[16].

20 мая 1926 года Б. В. Астромову, Г. О. Мебесу, его жене и другим оккультистам было предъявлено официальное обвинение. Г. Мёбес как и ряд других масонов, мартинистов и розенкрейцеров получили 3 года ссылки. После чего им было добавлено ещё 3 года, Мёбес был сослан в Сыктывкар (Усть-Сысольск).

В середине 1928 года в газетах «Ленинградская правда» и «Красная звезда» появились сообщения, что чекистами была раскрыта Великая ложа «Астрея» во главе с 70-летним «черным оккультистом» Мебесом. Начатое расследование, как утверждала газета, вскоре показало, что в Ленинграде действовали «вполне серьезные масонские ложи с несколькими десятками членов, с магистрами и мастерами, с посвящением, клятвами, подписанными кровью, уставом, заграничной перепиской и членскими взносами».

Дата и место смерти Г. О. Мёбеса неизвестна.[18] Предположительно умер в Сыктывкаре (Усть-Сысольске) в 1930 или 1934 году.[13] По показаниям Б. В. Астромова-Кириченко, допрошенного в рамках агентурной разработки «Мракобесы», Мебес умер в 1940 г., что ОГПУ взяло под сомнение, но к сведению приняло.[19].

Библиография

  • Мёбес Г. О. Курс энциклопедии оккультизма / Составила по лекциям Г. О. М. ученица N40 F. F. R. C. R. — С.-Петербург, 1912. — Т. в двух томах. скан книги Книга сверенная с изданием 1912 года с иллюстрациями
В оригинальном издании (1912) иллюстраций карт Таро не было. Декер и Даммит в «Истории оккультного Таро» (2002) сообщают, что вскоре после издания книги Мёбес и его ученики начали пользоваться Таро Уэйта, но восстановили в нём французскую нумерацию Больших Арканов («Справедливость» = 8, «Сила» = 11). Книга интересна тем, что с каждым из Старших Арканов Таро связываются те или иные разделы оккультных наук — астрология, алхимия, Каббала, практическая магия и т. п.
  • Мёбес Г. О. Медитации на Арканы Таро. Дополнения к Энциклопедии оккультизма, лекции. — 1921.
  • Мёбес Г. О. Заметки о неомартинизме[20]

В культуре

По мотивам дела о «ленинградских масонах», а также связанных с ними эзотериков и духовников тех лет, написано несколько художественных произведений, для которых они стали прототипами литературных персонажей: Г. Мёбес[21], Б. Астромов[22], обманутый Чинским И. глава масонской ложи граф Орлов-Давыдов А.[23]

Литература

  • Дневники. Архивировано из первоисточника 16 мая 2012.
  • Письма. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
  • Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Д.12517, т.2 ; Уголовное дело № 188/296. 1926 год.
  • Кандауров Л. Д. Записка по истории российского масонства, 1731—1936. — Российский центр хранения историко-документальных коллекций ф.730, оп.1, д.173.
  • Асеев А. М. Посвятительные ордена: масонство, мартинизм и розенкрейцерство / Публ. Н. А. Богомолова. — Литературное обозрение. — М., 1998. — С. 33.
  • Каменский В. А., Памяти Г. О. фон Мебеса, в кн.: Союз пажей. Сборник, посвященный выдержкам из воспоминаний бывших пажей, Париж, 1966
  • Серков А. И. История русского масонства. 1845—1945 гг.. — СПб., 1997.
  • Серков А. И. Русское масонство. Энциклопедический словарь, М., 2001.
  • Брачев В. С. Глава 17. Религиозно-мистические кружки и ордена в России (1900-1917 гг.); Глава 18. Ленинградские масоны 1920-х годов и их судьба // Масоны в России — от Петра I до наших дней.
  • Брачев В. С. Ленинградские масоны и ОГПУ // Русское прошлое. Историко-документальный альманах. — СПБ, 1991. — Т. кн. 1.
  • Соловьёв О. глава 4. В оппозиции царизму // Русские масоны. От Романовых до Березовского.
  • Оккультные войны НКВД и СС.
  • Никитин А. Л. Эзотерическое масонство в советской России. — М.: Минувшее, 2005. — ISBN 5-902073-30-8, ISBN 5-902073-11-1

Примечания

  1. Царскосельское реальное училище Императора Николая II. Преподаватели: Г. О. Мебес
  2. Воспоминания камер-пажа Б. Н. Третьякова. 1911 г.
  3. Серков А. И., 1997, с. 78
  4. Асеев А.М., 1998
  5. 1 2 Кандауров Л. Д.
  6. 1 2 Соловьёв О.
  7. Особый Архив СССР (далее – ОА) ф. 730, оп. 1, д. 172, л, 34
  8. Никитин А. Л., 2005
  9. 1 2 Казначеев П. М.
  10. 1 2 Брачев В. С., Глава 17. Религиозно-мистические кружки и ордена в России (1900-1917 гг.)
  11. ↑ Российские немцы. История и современность
  12. Серков А. И., 1997, с. 83
  13. 1 2 3 Асеев А. М. Посвятительные ордена: масонство, мартинизм и розенкрейцерство. Публ. Н. А. Богомолова // Литературное обозрение.
  14. Мария Альфредовна Нестерова на генеалогическом сайте
  15. 1 2 3 Брачев В. С., Глава 18. Ленинградские масоны 1920-х годов и их судьба
  16. Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Д.12517, л.687
  17. Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Д.12517, л.503-504
  18. Форум о гипотезах где может быть похоронен Мёбес
  19. Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Д.12517, л/д 503-505
  20. Хранится в Рукописном отделе Музея истории религии в С.-Петербурге: коллекция II, опись 2, дело 14
  21. И. С. Тархи Шарф Уль-Гин. Три жизни Сергея Бояршинова, банкира и художника. Геликон Плюс — СПб — 2000
  22. Быков Д. Остромов, или Ученик чародея // Современная проза
  23. Елена Ерофеева-Литвинская Мария Пуаре или графиня Маруся

Ссылки

  • Биография Г. О. Мёбеса на сайте российских мартинистов teurgia.org
  • Биографические и библиографические данные о Мёбесе
  • О книге и Таро ГОМ и их переиздании на сайте green-door.narod.ru
  • Царскосельское реальное училище Императора Николая II. Преподаватели: Г. О. Мебес

Мёбес, Григорий Оттонович.