Ministerstvosalon.ru

Информационный проект ministerstvosalon.ru

Пауэрс, Фрэнсис Гэри
Фрэнсис Гэри Пауэрс
Дата рождения

17 августа 1929(1929-08-17)

Место рождения

Дженкинс, штат Кентукки, США

Дата смерти

1 августа 1977(1977-08-01) (47 лет)

Место смерти

США

Принадлежность

 США

Род войск

ВВС (19501956)
ЦРУ (19561970)

Годы службы

19501970

Звание

старший лейтенант в отставке

Часть

подразделение ЦРУ «10—10»

Награды и премии
В отставке

радиокомментатор на радиостанции KGIL, пилот вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC.

Фрэ́нсис Гэ́ри Па́уэрс[1] (англ. Francis Gary Powers; 17 августа 1929 — 1 августа 1977) — американский лётчик, выполнявший разведывательные миссии для ЦРУ[2].

Пилотируемый Пауэрсом самолёт-шпион U-2 был сбит во время полёта под Свердловском 1 мая 1960 года. Пауэрс выжил, был приговорен советским судом за шпионаж к 10 годам лишения свободы, но позже обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля, разоблачённого в США.

Содержание

Ранняя биография

Авиаконструктор К. Джонсон и Г. Пауэрс на фоне U-2

Родился в Дженкинсе, штат Кентукки, в семье шахтёра (позднее — сапожника). Окончил колледж Миллиган близ города Джонсон-Сити, штат Теннесси.

С мая 1950 года добровольно поступил на службу в американскую армию, обучался в школе военно-воздушных сил в городе Гринвилл, штат Миссисипи, а затем на военно-воздушной базе в окрестностях города Феникса, штат Аризона. Во время учёбы летал на самолетах Т-6 и Т-33, а также на самолете F-80. После окончания школы служил летчиком на различных военно-воздушных базах США, будучи в звании старшего лейтенанта. Летал на истребителе-бомбардировщике F-84. Он должен был участвовать в Корейской войне, однако перед отправкой на театр военных действий у него возник аппендицит, а после излечения Пауэрс был завербован ЦРУ как опытный лётчик и уже не попал в Корею. В 1956 году в звании капитана покинул военно-воздушные силы и полностью перешёл на работу в ЦРУ, где его привлекли к программе самолётов-разведчиков U-2. Как показал Пауэрс на следствии, за выполнение разведывательных заданий ему был установлен ежемесячный оклад в сумме 2500 долларов, тогда как в период службы в военно-воздушных силах США ему выплачивали 700 долларов в месяц.

После привлечения к сотрудничеству с американской разведкой он был направлен для прохождения специальной подготовки на аэродром, расположенный в пустыне штата Невада. На этом аэродроме, являвшемся одновременно частью атомного полигона, он в течение двух с половиной месяцев изучал высотный самолет Lockheed U-2 и осваивал управление оборудованием, предназначенным для перехвата радиосигналов и сигналов радиолокационных станций. На самолетах этого типа Пауэрс совершал тренировочные полеты на большой высоте и на большие расстояния над Калифорнией, Техасом и северной частью США.

После специальной подготовки Пауэрс был направлен на американо-турецкую военную авиационную базу Инджирлык, расположенную вблизи города Аданы. По заданию командования подразделения «10—10» Пауэрс с 1956 года систематически совершал на самолете U-2 разведывательные полеты вдоль границ Советского Союза с Турцией, Ираном и Афганистаном.

События 1 мая 1960 года

Обломки сбитого самолёта, выставлявшиеся в ЦПКиО им. Горького
Очередь у входа на выставку, 20 мая
Одна из деталей щитка управления
Одна из свечей бедствия, которыми был снабжён пилот
Советские деньги, которыми был снабжен американский лётчик-шпион
Объективы аэрофотоаппарата, установленного на самолёте
Макет кресла пилота с манекеном, изображающим Пауэрса в высотном костюме
Личные вещи Пауэрса, в том числе - дневник и журнал, которые он вел, находясь в советской тюрьме, коврик, в котором были тайно вывезены эти записки, Крест лётных заслуг, а также телеграммы, отправленные Н.С. Хрущевым отцу летчика
Обломки сбитого самолёта U-2 Гэри Паурса, выставленные в Центральном музее Вооружённых сил в Москве

1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море — Свердловск — Киров — Архангельск — Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Пилотируемый Пауэрсом U-2 пересёк государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета (вторая и третья не сошли с направляющих) ЗРК С-75 попала в U-2 недалеко от Дегтярска, оторвала у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть. Для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет[3] (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий)[4]. В результате был случайно сбит советский истребитель МиГ-19, который летел ниже, не имея возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Кроме того, на перехват нарушителя был поднят одиночный Су-9. Этот самолёт перегонялся с завода в часть и не нёс вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника (при этом у него не было шансов спастись — из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться), однако не справился с задачей.[5]

U-2 сбит ракетой С-75 на предельной дальности, при стрельбе по самолету вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошёл сзади самолета. В результате хвостовая часть самолета разрушена, но гермокабина с летчиком осталась цела. Самолет стал беспорядочно падать с высоты свыше 20 километров. Пилот не паниковал, дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины. Затем на пяти километрах привел в действие парашют, по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино, недалеко от обломков сбитого самолета[6][7]. По версии, прозвучавшей во время суда над Пауэрсом, он по инструкции должен был воспользоваться катапультируемым креслом, однако не сделал этого, и на высоте около 10 км, в условиях беспорядочного падения машины, покинул самолет самостоятельно.

Как только стало известно об уничтожении самолета, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота[8].

В Викитеке есть тексты по теме
Приговор по делу Гэри Пауэрса Военной коллегией Верховного суда СССР

19 августа 1960 года Гэри Пауэрс был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 2 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» к 10 годам лишения свободы, с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.

10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель). Обмен состоялся при посредничестве восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля.

Память

В Окружном доме офицеров Свердловска долгое время находилась небольшая экспозиция, посвященная сбитию Пауэрса: обломки обшивки самолета, гарнитура, по которой был отдан приказ о поражении, макет ракеты, сбившей самолёт-нарушитель.

Жизнь по возвращении в США

По возвращении в США Пауэрса ожидал холодный прием. Первоначально Пауэрса обвиняли в неисполнении обязанности пилота по приведению в действие взрывного устройства самоликвидации разведывательного АФА, отснятой пленки и секретной аппаратуры, а также в том, что он не совершил самоубийство при помощи особой отравленной иглы, которая ему была выдана сотрудником ЦРУ. Однако военное дознание и расследование сенатского подкомитета по делам вооруженных сил сняли с него все обвинения.

Пауэрс продолжил работу в военной авиации, но данных о его дальнейшем сотрудничестве с разведкой нет. В период с 1963 по 1970 Пауэрс работал в фирме Локхид лётчиком-испытателем. В 1970 написал в соавторстве книгу «Операция Перелет: воспоминания об инциденте с U-2» (англ. Operation Overflight: A Memoir of the U-2 Incident). Ходят слухи, что это привело к его увольнению из Lockheed из-за негативной информации о ЦРУ в книге[источник не указан 58 дней].

Затем он стал радиокомментатором на радиостанции KGIL, а затем пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе. 1 августа 1977 года он погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта, возвращаясь со съёмок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары. Вероятной причиной падения стал недостаток топлива. Вместе с Пауэрсом погиб оператор телекомпании Джордж Спирс. Похоронен на Арлингтонском кладбище.

Несмотря на неудачу его знаменитого разведывательного полёта, Пауэрс в 2000 году был посмертно награждён за него (получил Медаль военнопленного, Крест за выдающиеся лётные заслуги, Памятную медаль национальной обороны). 12 июня 2012 года начальник штаба американских ВВС генерал Нортон Шварц вручил внуку и внучке Пауэрса «Серебряную Звезду» — третью по значимости военную награду США — за то, что тот «стойко отверг все попытки получить жизненно важную информацию об обороне или быть эксплуатируемым в целях пропаганды».[9]

См. также

Примечания

  1. В официальных документах советского суда его второе имя неточно передано как Гарри.
  2. Francis Gary Powers: U-2 Spy Pilot Shot Down by the Soviets  (англ.). Официальный сайт Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 19 апреля 2012.
  3. 03.05.2000
  4. Владимир Самсонов. Кто сбил Пауэрса?
  5. Клара Скопина. Однажды в Первомай
  6. ПРИКАЗАНО — СБИТЬ (ЧАСТЬ II)
  7. Пятая армия ВВС и ПВО отмечает 60-летие боевой службы на Урале // АвиаПорт. Дайджест
  8. Кивино гнездо: Море лжи и привет от «Автобазы». Компьютерра Online (12 декабря 2011). Проверено 26 июня 2012.
  9. U-2 Pilot Gary Powers Receives Silver Star

Ссылки

  • Стенографический отчёт о суде над Пауэрсом
  • Мы обвиняем. Фильм о событиях 1 мая 1960 года. СССР, 1985 г.
  • Клара Скопина. Однажды в Первомай
  • qwas.ru — НЕВЫПОЛНЕННАЯ МИССИЯ. 1 мая 1960 года советские ракетчики сбили американский самолет-шпион U-2
  • Виртуальный музей войск ПВО часть 1. История Возникновения, познавательный материал г. Заря Моск. обл.
  • Селин С. ПВОшный детектив-2 или «виновных нет!»…
  • Веретенников В. Стреляя по Пауэрсу, советские ПВО сбили собственный самолет // Наша газета. — 2005, 16 авг..
  • Самойлов Б. К. Загадка первомая 1960 года — часть I (рус.) // Военно-промышленный курьер : еженедельная газета. — М.: ВПК-медиа, 2012. — № 4 (421).
  • Музей войск ПВО в г. Заря Моск. обл.)
  • Самойлов Б. К. Загадка первомая 1960 года — часть II (рус.) // Военно-промышленный курьер : еженедельная газета. — М.: ВПК-медиа, 2012. — № 5 (422).

Пауэрс, Фрэнсис Гэри.