Ministerstvosalon.ru

Информационный проект ministerstvosalon.ru

Сатанизм

Сатанизм — ряд мировоззрений и верований, в которых образ Сатаны трактуется как символ могущества и свободы. Сатанизм, согласно некоторым авторам, зародился в древнем Ираке[1]. Упоминания об организованном поклонении Сатане отслеживаются в Европе в Средние века. Историки свидетельствуют о существовании сатанинского культа при королевском дворе Людовика XIV.[2] Сатанинские воззрения[3], а также культы и секты имеют различные взгляды на ряд принципиальных положений, только часть из них возвеличивают тьму и абстрактное зло, проповедуя мистическое общение с источниками зла: Сатаной, Тёмными богами, демонами, дивами, гарпиями, суккубами и инкубами, бесами и др.[1], в том, что касается других Сатана считается позитивным или даже «светлым» символом Свободы и Природы, воздаяния и справедливости.

Сатанизм определяют по-разному: от «идеологии поклонения злу»[4] и «преклонения перед злым началом в жизни»[5] и «сплава идей и образов, олицетворяющих развитие, многообразие, величие, силу, могущество, творчество, индивидуализм, дерзость, гордость, знание — всего того, что способствует Жизни и её развитию»[6]

Содержание

История сатанизма

Предыстория

Сатанизм, как почитание «Тёмных богов» — Природы в аспекте её мощи и гнева, берёт своё начало в древнем язычестве. Язычник не только верит в существование злого духа, но и служит ему. «Злой дух» — а по сути дело воплощение грозной мощи Природы — для него такое же божество, как и «добрый дух». При этом гневным «тёмным богам» Природы, судьям человечества за порой варварское уничтожение лесов и животных, кровавые войны, насилия и убийства и их умиротворению отводилось не меньшее, а зачастую и большее значение, нежели «светлым» духам-покровителям. С самого начала имело место не поклонение, а именно почитание каких-либо сущностей. Большинство сатанистов любого толка имеют принципом гордость — и среди них считается, что поклонение кому-либо унижает подлинного сатаниста. Однако часть сатанистов — Люцифериане наоборот считали и считают образ Люцифера (слово Сатана ими практически не используется) как изначально светлый и позитивный образ.[источник не указан 226 дней] Христианство же заняло по отношению к этому духу совершенно иную позицию.[7]

Признавая формально его существование, не думая его отрицать, введя это положение в догмат, оно объявило «злого духа». то есть языческий образ бога-царя, рогатого[8] повелителя стихийной мощи — Сатаной (то есть противником), врагом благого божества, как бы противоположением божества. В христианстве всякая попытка обращения к Сатане, как к высшему духу, является богоотступничеством.[7]

Вообще, конкурирующие культуры склонны к демонизации высших сущностей противостоящих религий независимо от олицетворяемых ими сил. Так, например, Православие безусловно относит к демонам весь пантеон языческих божеств древних славян. Ещё более любопытен пример развития конкурирующих ведической и зороастрийской культур, имеющих общие географические зоны распространения и единые мифологические корни: здесь имеет место быть взаимная демонизация и аналогичное взаимное признание благостности двух противоположных сторон одного мифологического конфликта — конфликта между благими защитниками Дэвами и восставшими Асурами в ведической традиции и равным образом между благими защитниками Ахурами и тёмными злобными духами Дэвами в зороастризме..[источник не указан 226 дней]

И вот народ, всё ещё пропитанный духом своего древнего язычества, никак не мог или не хотел понять и принять это новое воззрение на духа мрака и зла: для него он всё еще был бог, и он служил ему, надеясь умилостивить и отвести гнев.[7]

Вышесказанное верно для явно тёмных духов, таких, как Ламашту, Чернобог, Ламия. Но и другие боги, имевшие целиком или во многом благотворную природу, впоследствии стали демонами.[9][уточнить][неавторитетный источник?]

Это связано с тем, что Дьявол аккумулировал в себе в основном черты бога Преисподней, а более обще — неолитического бога Земли. Или ещё точнее — неолитический бог Земли путём длительной и сложной эволюции образа стал Дьяволом христиан. Его цвет — чёрный, что вероятно связано с местом его обитания — подземелья, где господствует мрак.[9][уточнить][неавторитетный источник?]

К атрибутам Чёрного бога в частности относятся огонь, фаллос, змеи, волки, козлы, кошки, естественно — связь с подземным миром.[9][уточнить][неавторитетный источник?]

Существенно, что суббота в древности была посвящена именно Чёрному богу, Сатурну, Кроносу, в Юго-Восточной Азии — божественному змею Наге. В Вавилоне день sabattu считался особенно несчастливым и в него рекомендовалось ничего не делать, предаваться праздности, отказывать себе в этот день полагалось даже в нуждах[10]. Но изначально sabattu Вавилона не был еженедельным, он связывался только с днём полнолуния. Лишь позднее, но также в Вавилоне, sabattu стал еженедельным.[9][уточнить][неавторитетный источник?]

В глазах христиан языческие празднования субботы и почитание Чёрного бога превратились в сборище нечистой силы, отсюда средневековое представление о «шабаше ведьм».[9][уточнить][неавторитетный источник?]

Историческое использование термина

В сатанизме католики обвиняли катаров, впрочем — взаимно. Сами катары считали папу римского наместником Сатаны, а католиков — поклонниками Дьявола.[11] Также в сатанизме обвиняли и богомилов, и тамплиеров, и манихеев и любых знахарок.[7]

На данный момент известна как минимум одна сатанинская традиция, утверждающая свое существование в 1312 году. Дата зарождения традиции неизвестна.[12]

В 1966 году в ночь с 30 апреля на 1 мая (Вальпургиеву ночь или Бельтайн) Антон Шандор ЛаВей основал Церковь Сатаны (англ. The Church of Satan)

Впрочем, атеистический сатанизм по-прежнему остается лишь одной из традиций.[12]

Первое упоминание слова «сатанизм»

Автор книги 'Lure of the Sinister: the unnatural history of Satanism' ('Притяжение зловещего: неестественная история Сатанизма') считает работу Томаса Хардинга «Опровержение книги об апологии англиканской церкви» (1565), в которой рассматривается учение Мартина Лютера, старейшим документом, в котором содержится слово «сатанизм»[13]:

«…о том времени, когда Лютер впервые принёс в Германию этот отравленный букет своих ересей, богохульств и сатанизмов».

Harding T. A confutation of a booke (by Bp. Jewel) entitled An apologie of the Church of England. ll, ii, 42 b

Сатанизм XIX века

Тема колдовства, ведьм, богохульства и мифической чёрной мессы привлекала к себе внимание некоторых французских писателей XIX века, что послужило материалом для художественной интерпретации «сатанизма» и деятельности «сатанистов». Одним из наиболее известных примеров подобного описания можно считать роман «Там, внизу» Шарля Гюисманса (1891). Подобные произведения не продвигались далее художественного вымысла, в них отсутствует какое-либо чёткое определение «сатанизма» (к последнему авторы относят всё «гетеродоксальное» — то есть богохульное и еретическое), а описанные в них явления следует, вероятно, относить как к дьяволопоклонничеству, так и демонизму и декадентству.[14]

Религиозный сатанизм

«Полная Книга по Демонолатрии» называет 1312 год н. э., как год создания списка девяти высших демонов, сохраняющегося неизменным (в данной традиции) вплоть до наших дней. В этой же книге отождествляются сатанизм и демонолатрия, как синонимы.[12]

На данный момент существует несколько традиций религиозного сатанизма. Среди них:

1. Валентин Скавр, один из крупнейших представителей религиозного сатанизма[источник не указан 19 дней].

2. Temple of The Black Light (TOTBL, Храм Чёрного Света, ранее также носивший имя MLO) придерживается сходных взглядов на сатанизм, как служение Сатане и Аду. Также TOTBL называет конечной целью Дьявола уничтожение существующей Вселенной и высвобождение Дракона. Основные ценности традиции перечислены в «Сатанинском символе веры».[15]

Сатанизм ЛаВея

Знак Бафомета — официальный символ Церкви Сатаны

Cатанизм ЛаВея, как авторское учение притязающее на связь с философией и основанная на его основе новое религиозное движение, был сформулирован в США в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВеем, собравшим вокруг себя самых разных людей и посвятившим жизнь творчеству и изучению особенностей человеческого поведения. Истоки его лежат в 1950-х годах, когда ЛаВей основал сообщество, названное им Орденом Трапезоида, которое объединило людей, исследовавших оккультизм и практиковавших совокупность магии и гедонистического эгоистического учения ЛаВея. Сам ЛаВей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше, Рагнара Рыжебородого, Николо Макиавелли, Айн Рэнд[16], Джека Лондона, биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф, граф Калиостро и Григорий Распутин.

Позднее, накопив достаточно материала и опыта, Антон ЛаВей пришёл к выводу, что для того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, просто ещё одной философии недостаточно, необходимо официальное признание нестандартного мировоззрения как религии, названной им сатанизмом. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны, а три года спустя, в 1969 году, публикует «Сатанинскую библию», в которой описываются основы сатанинского мировоззрения.

Вскоре сатанизм приобретает официальный статус и заносится в реестр признанных вооружёнными силами США религий (в связи с запросом на сатанинские похороны морского офицера — члена Церкви Сатаны), проводятся первые сатанинские крещение, свадьбы и похороны, вызвавшие интерес прессы. Осенью 2004 года Британские вооружённые силы официально регистрируют первого сатаниста, тем самым публично признавая статус сатанизма как одной из практикуемых религий в мире.[17]

Лица, повлиявшие на современный сатанизм

Сатанисты

  • Антон Шандор ЛаВей — основатель Церкви Сатаны и автор «Сатанинской библии» (1969).
  • Майкл Форд (Michael Ford), автор «Люциферианского ведьмовства» (Luciferian Witchcraft), Liber HVHI и многих других книг. Основатель Black Order of the Dragon («Ордена „Черного Дракона“») и The Order of Phosphorus («Ордена Фосфория»), ныне глава обоих орденов.
  • С. Конноли (S. Connolly), автор «Полной Книги по Демонолатрии» (The Complete Book of Demonolatry) и других.
  • Валентин Скавр (Valentin Scavr), автор «Маледиктум» (лат. Maledictum) и «Книги Десяти Воззваний» (лат. Codex Decium), а также ряда других произведений.

Также

  • Алистер Кроули — чёрный маг[18] и сатанист[18],.
  • А. Д. Чембли (A.D. Chumbley), автор книг Azoetia, Qutub и других. Автор гримуаров по черной магии, в которых в частности содержатся воззвания к Люциферу и Ноктиферу, а также упоминания Лилит (как богини).
  • Маги Хаоса: Фил Хайн, Питер Кэрролл, Остин Осман Спейр и другие.[19]

Символика используемая сатанистами

  • Перевернутая пентаграмма (правильная пятиконечная звезда, два луча которой направлены вверх). Известна как Сатанинский символ с XIX века.[20]
  • Печать Бафомета — официальный символ Церкви Сатаны. Являет собой перевернутую пентаграмму с вписанной в нее головой козла. В кольцо вокруг пентаграммы, напротив каждого луча звезды, вписано имя «Левиафан» (ивр. לִוְיָתָן‎).
  • Число Зверя (666), будучи числом, описанным Библией, является тесно ассоциируемым с сатанизмом символом. Считается символом Великого Зверя или Антихриста.
Отчаянные попытки «втиснуть» в описание Зверя личность Нерона или Калигулы предпринимаются издревле, а в некоторых древних списках Книги Откровения Иоанна вместо 666 даже приводится число 616. Это связано с тем, что слова «Nero Caesar», записанные буквами еврейского алфавита, дают в сумме 666, только если к имени «Nero» в конце добавить еще одну «N». В противном случае получается сумма 616.[20]
Для последователей Антона Шандора ЛаВея это число не имеет какого-то особого значения и используется ими, скорее, для высмеивания суеверий, которые имеет массовое сознание в отношении данного числа.[21]
  • Перевёрнутый крест и символика перевёрнутого креста — несмотря на то, что часто ассоциируется с сатанизмом, как и многие другие символы, в сатанизме ЛаВея не имеет особого значения. По преданиям, на перевернутом кресте распяли апостола Петра, потому что он считал себя недостойным умереть как Иисус Христос. Изображён на троне папы римского[22].
  • Двуглавая змея — специфичная символика, используемая сатанистами на территории постсоветского пространства (в частности сатанинскими Орденами «Черный Свет» и «Иерархия Сатаны»).[23][24] Обозначает два вида власти — светской и религиозной, внутри орденов.
  • Козёл.[20]
  • Рога козла.[20] Рога, современный атрибут Сатаны, изначально воспринимались как символ божественности и плодородия[25]. При этом существовали козлорогие и бараноголовые боги (египетский бараноголовый бог Хнум и греческий бог Пан с козлиной), а также богиня Хатхор с рогами коровы.

Сатанизм и общество

Бытовое понимание

Бытовая, или общеупотребительная, трактовка: сатанизм есть религия, основанная на поклонении злу или неким «тёмным силам», культ зла как такового. В соответствии с данной трактовкой, с сатанизмом ассоциируется «тёмная» (то есть направленная на причинение вреда кому-либо) магия, сопряжённая с контактом с дьяволом или иными силами тьмы (в понимании христианского вероучения). В XIII вв. при инквизициях такую связь упоминали с подумыслом «доброй» стороны. Одним из ярких, и довольно скрытым примером был Орден Оприход. Тогда «тёмный культ» был светлой стороной церковного вероучения отделившегося от Ватикана прихода.

В качестве примера деятельности сатанинской секты часто указывают на Чарльза Мэнсона или на получающие общественный резонанс случаи убийств с ритуальной целью. Как правило подобные преступления совершаются психически нездоровыми людьми и не связаны с организованными группами сатанистов, а следовательно имеют и весьма косвенное отношение к сатанизму как системе взглядов, даже если некоторые преступники и заявляли о своей одержимости или иной форме взаимодействия с «сатанинскими» силами.

Источниками трактовки сатанизма как «культа зла» является как христианское вероучение, так и популярная культура — где распространён образ «абсолютного зла» (см., например, фильм Пятый элемент) или подчёркнуто зловещих тайных организаций (как во многих фильмах про Джеймса Бонда). Свою роль играют и публикации или сюжеты о совершаемых психически нездоровыми людьми преступлениях с подробным описанием (реальных или выдуманных автором — достоверность их подчас вызывает сомнения) ритуальных действий.

Сатанинская паника

Многие СМИ и христианские организации продолжают распространять некорректную информацию относительно сатанизма, представляя его, в основном, в виде «культа зла» с «поклонением дьяволу» и «убийством некрещёных младенцев». Данные о подобных преступлениях зачастую непроверяемы, а следовательно, могут быть ложны или, по крайней мере, сильно искажены.[источник не указан 145 дней]

Типично использование таких оборотов как «сатанинская секта», постулирование связи между сатанизмом и ритуальными убийствами, вандализмом и т.п.[источник не указан 145 дней]

Вандализм кладбищ, ритуальные убийства людей, похищения младенцев и т. п. не являются элементом практики сатанизма и не имеют к нему никакого отношения.[источник не указан 145 дней] Более того, Церковь Сатаны настаивает на легальной активности всех своих членов и незамедлительно лишает членства тех, кто замечен в совершении преступной деятельности.[источник не указан 145 дней]

Псевдосатанизм

Псевдосатанизм (греч. ψευδής — ложь) — термин, использующийся некоторыми сатанистами и исследователями сатанизма, как обозначение совокупности внешних проявлений личности (манифестации идей, действий, символики), по каким-либо признакам ассоциирующаяся с сатанизмом, но сатанизмом не являющейся.[источник не указан 145 дней]

Так например в среде музыкантов метала (особенно среди блэк-метала), распространено использование сатанинской символики и отсылок к сатанизму в лирике. Однако это зачастую является лишь эпатажем и провокацией общества, в отличие от других блэк-металлических групп, где музыканты часто относятся к сатанизму всерьёз и/или являются собственно сатанистами. Также некоторыми норвежскими металлистами сатанизм использовался не ради сатанизма как такового, а ради провокации христианства, поскольку в их среде культивировалось язычество(что потом дало толчок к появлению языческого метала) и мысль о том что христианизация Норвегии была проведена насильственно. Данное явление получило название «псевдосатанизм».[источник не указан 145 дней]

Среди людей, не относящихся к сатанистам, но часто путаемых с ними, встречаются и социально опасные элементы, либо страдающие психическими расстройствами, навязчивыми и маниакальными состояниями, либо попросту без глубокой причины совершающие противоправные действия. К сатанизму как мировоззрению данные люди не имеют никакого действительного отношения.[26]

В псевдосатанизме в частности и «неправильном» сатанизме вообще зачастую обвиняют друг друга различные традиции. В частности Церковь Сатаны считает псевдосатанистами дьяволопоклонников.[источник не указан 145 дней] В свою очередь, Церковь Сатаны подвергается обвинениям в попытке создать «добрый» Сатанизм, например со стороны Ордена девяти углов (ONA, Order of Nine Angles).[27]

Сатанизм и закон

В Белоруссии Церковь Сатаны и сатанисты признаны деструктивной сектой.[уточнить]

В Казахстане деятельность Церкви Сатаны расценивается как религиозно-экстремистская организация, с которой борется Антитеррористический центр СНГ[28].

В Киргизии официально запрещена деятельность Церкви Сатаны, также как и в некоторых странах Шанхайской организации сотрудничества[29]

В России сатанизм официально (по состоянию на начало 2010 года) не представлен[30], хотя некоторые немногочисленные сатанинские группы существуют.[31].

В Эстонии сатанизм не признается как религия:

Государство не может согласиться с предлагаемой сатанистами формулировкой «церковь сатанистов», поскольку понятие «церковь» (эст. kirik, от греч. Kyriake — Господень дом) в главном своем значении предполагает следование христианству.

— Газета «Молодежь Эстонии»[32]

В некоторых странах книги одного из идеологов сатанизма американца ЛаВея («Сатанинская библия» «Сатанинский ритуал» и «Сатанинская ведьма») запрещены. В РФ книги ЛаВея были изданы печатным домом Unholy Words. Издательство «Ультра Культура» издало биографию Антона ЛаВея.

Интересные факты

  • Используемое в т. н. «языке падонков» слово «Сотона»[33] имеет реальное происхождение: в 2001 году кащенитами была создана играющая в стиле блэк-метал группа «Аццкая Сотона», название которой происходит от различного чтения огласовок у евреев-сефардов и евреев-ашкенази (из-за чего в произношении последних Сатана читается как Сотон).[уточнить]
  • В Италии, согласно данным исследователя оккультизма профессора Джованни Панунцио, в настоящее время насчитывается «около 8 тысяч, их членами являются более 600 тысяч человек».[34]

См. также

Примечания

  1. 1 2 Яблоков И.Н. Основы религиоведения. — М.:Высш. шк., 1994. — 368 с. (С.171—172) ISBN 5-06-002849-6
  2. David G. Bromley. Satanism // Encyclopedia of Religion ed. Linsay Jones ,,Second Edition, vol.12, 2005. ISBN 0-02-865982-1, e-book ISBN 0-02-865997-X
  3. существуют независимые сатанисты не входящие ни в какие религиозные организации принципиально
  4. Сатанизм // Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  5. Сатанизм // Толковый словарь Ушакова
  6. Может ли сатанист быть атеистом
  7. ↑ История сношения человека с Дьяволом. — М.: «Республика», 1992.
  8. см. Кернуннос
  9. 1 2 3 4 5 Голан А. Миф и символ. М. : Руслит
  10. ср. с почитанием Субботы (Шаббат) в Иудаизме.
  11. Ричард Кавендиш (2006), Магия Запада, ISBN 5-17-038262-6
  12. 1 2 3 The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, 2006, ISBN 978-0-9669788-6-5
  13. Medway, Gareth J. Lure of the Sinister: the unnatural history of Satanism. — New York University Press, 2001. ISBN 0-8147-5645-X
  14. Там, внизу. 1891.
  15. [1]
  16. Who Serves Satan? A Demographic and Ideological Profile» // Marburg Journal of Religion'. June 2001. (англ.)
  17. Navy approves first ever Satanist» // BBC News. — 24 October, 2004. (англ.)
  18. 1 2
    Кроули, Эдвард Александр (принял имя Алистер) — (1875—1947), один из наиболее известных чёрных магов и сатанистов 20 вв.

    — Хронологический словарь всемирной истории. — М.:Эксмо, 2006. —1536 с. — («Русский Webster»). ISBN 5-699-14299-1 (С.1428)
    Редакционная коллегия словаря: канд. ист. наук В.Л. Маслийчук, канд. искусствоведения М.В. Панова, канд. ист. наук С.В. Патрашиков, канд. архитектуры Я.Л. Пундик, канд. филол. наук В.Е. Татаринов, канд. филол. наук А.В. Терихова, канд. мед. наук В.В. Чугунов, канд. филол. наук Т.А. Шеховцова, д-р искусствоведения А.В. Шило, канд. филол. наук Е.Ф. Широкорад

  19. [2]:
    Considered too extreme by many, the ONA made available Satanic writings based on Chaos Magick
     —
    Считающийся многими излишне радикальным, Орден Девяти Углов опубликовал Сатанинские тексты, основывающиеся на Магии Хаоса.
  20. 1 2 3 4 Ричард Кавендиш, Черная Магия Пер. с англ. А. Блейз. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. — 416 с. — (По ту сторону). ISBN 5-275-00087-1
  21. 666: The number of the beast (and, gulp, today’s date) // The Independent, 06.06.2006.
  22. Перевёрнутый крест на Папском троне
  23. http://ofabyss.ru/file/ntss.JPG Герб ордена «Черный свет».
  24. http://www.satanbaal.org/ier.gif Герб ордена «Иерархия Сатаны».
  25. Египетская мифология, энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2002.
  26. Six types of pseudo-Satanism // Ontario Consultants on Religious Tolerance.
  27. Satanism Today: An Encyclopedia of Religion, Folklore, and Popular Culture. Abc-Clio Inc., 2001. ISBN 1-57607-292-4
  28. О проблемах идеологического противодействия проникновению религиозного экстремизма в Республику Казахстан // Мир Евразии. - 2008. - № 8. - С. 42-44
    • Газета «Tazar» 18.05.2009
    • Религиозная ситуация в Кыргызстане // газета «Наш мир», 2008-10-14
  29. В прошедшем году количество религиозных организаций в РФ увеличилось на 1,7 % — Минюст // Благовест-инфо, 29.01.2010
  30. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера Справочник.Информационно-аналитический вестник № 1 Изд-е 2-е, переработ, и дополн. — Белгород:Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997. — 459 с.
  31. Сатанистам отказали в МВД // Молодёжь Эстонии : Газета. — 2002. — В. (24 апреля).
  32. Н.Б. Рогачёва Типы вторичных речевых жанров в интернет-коммуникации // Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Филология. Журналистика, вып. 2 — С.36
  33. Las sectas satánicas proliferan en Italia y ya tienen más de 600.000 adeptos // ABC.es, 10.04.2012 (русский перевод)

Литература

Критика сатанизма

  • Сатанизм, садизм и тяга к жестокости// История уродства / под редакцией Умберто Эко. — М.: Слово / Slovo, 2007, с. 216—220
  • Сохранова Л. А., Плугина М. И. Исследование ценностных ориентаций у сатанистов // Материалы Пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наука — экономике России». Ставрополь, 2005.

Ссылки

Иностранные ресурсы

  • Церковь Сатаны (США) официальный веб-сайт

Сатанизм.