Ministerstvosalon.ru

Информационный проект ministerstvosalon.ru

North American X-15
X-15
Полёт X-15
Тип экспериментальный самолёт
Производитель North American Aviation
Первый полёт 8 июня 1959
Начало эксплуатации 17 сентября 1959
Конец эксплуатации декабрь 1970
Статус не эксплуатируется
Основные эксплуатанты ВВС США
НАСА
Единиц произведено 3
 Изображения на Викискладе
Схема самолёта.

X-15экспериментальный самолёт, оснащённый ракетными двигателями. Основная задача Х-15 — изучение условий полета на гиперзвуковых скоростях и входа в атмосферу крылатых аппаратов, оценка новых конструкторских решений, теплозащитных покрытий, психофизиологических аспектов управления в верхних слоях атмосферы. Общая концепция проекта была утверждена в 1954 г. В конкурсе на создание ракетоплана приняли участие четыре промышленные компании Bell Aircraft, McDonnell Douglas, Republic Aviation Company, North American Aviation, последняя в итоге стала победителем.

Высота полёта до 107 км, скорость до М=6,72

Стартовал с воздушного авианосца на базе стратегического бомбардировщика «Б-52» (подвешивался под крылом), отцепка от носителя производилась на высоте порядка 15 км, приземлялся самостоятельно на авиабазе, расположенной на дне высохшего соляного озера. Всего по программе Х-15 было выполнено 199 полётов. Рекордным полётом, совершённым по программе Х-15, стал полёт пилота Джо Уолкера (Joe Walker) 22 августа 1963 года.

Данные по этому полёту:

  • Полный вес заправленного самолёта: 15195 кг
  • Вес израсходованного топлива: 6577 кг
  • Масса после посадки: 6260 кг
  • Максимальная достигнутая высота: 107,96 км
  • Дальность полёта: 543,4 км
  • Продолжительность активного участка полёта: 85,8 сек
  • Число Маха: 5,58
  • Носитель: бомбардировщик NB-52A

В полёте достигнут неофициальный рекорд высоты, продержавшийся с 1963 до 2004. Максимальная скорость — 7274 км/ч. Максимальная высота — 107,96 км. Рекорд установлен самолётом X-15 #3, номер 56-6672. Профиль этого полёта выглядел приблизительно следующим образом: После отделения от самолёта-носителя жидкостной ракетный двигатель X-15 включился на 85 секунд. К моменту выключения двигателя ускорение составило порядка 4 G (39 м/с²). В апогее траектории аппарат вышел за пределы атмосферы, невесомость продолжалась около 4 минут. В течение этого времени пилот провёл запланированные исследования, сориентировал (с помощью струйных газовых рулей) аппарат для входа в атмосферу. При возвращении в атмосферу внешняя обшивка аппарата местами нагревалась до 650 °C. Перегрузки на участке возвращения в атмосферу достигли 5 G в течение 20 секунд. Общее время полёта от момента отделения от носителя до приземления составило 12 минут.

Содержание

Полёты X-15 на высоту свыше 50 миль

В таблице представлены полеты на самолёте X-15 на высоту более 50 миль (ок. 80 км)[1].

Дата полёта Пилот Номер полёта Номер самолёта Номер полёта самолёта Максимальная скорость (км/ч) Высота (м)
17.07.1962 Роберт Уайт (Robert Michael White) 62 3 7 6 167 95 936
17.01.1963 Джозеф Уолкер (Joseph A. Walker) 77 3 14 5 918 82 814
27.06.1963 Роберт Рэшуорт (Robert A. Rushworth) 87 3 20 5 512 86 868
19.07.1963 Джозеф Уолкер (Joseph A. Walker) 90 3 21 5 971 106 009
22.08.1963 Джозеф Уолкер (Joseph A. Walker) 91 3 22 6 106 107 960
29.06.1965 Джозеф Энгл (Joseph H. Engle) 138 3 44 5 523 85 527
10.08.1965 Джозеф Энгл (Joseph H. Engle) 145(143) 3 46 5 713 82 601
28.09.1965 Джон Маккей (John B. McKay) 150 3 49 6 006 90 099
14.10.1965 Джозеф Энгл (Joseph H. Engle) 153 1 61 5 720 81 229
01.11.1966 Уильям Дейна (William H. Dana) 174 3 56 6 035 93 543
17.10.1967 Уильям Найт (William J. Knight) 190 3 64 6 206 85 496
15.11.1967 Майкл Адамс (Michael J. Adams) 191 3 65 5 745 81 077
21.08.1968 Уильям Дейна (William H. Dana) 197 1 79 5 541 81 534

Примечания

  1. «Новости космонавтики» Т.15 № 10 (273) 2005

См. также

Литература

  • Лукашевич В.П., Афанасьев А.Б. Космические крылья — М.: ЛенТа Странствий, 2009, 496с.- ил.
    • Гл. 5 Гиперзвуковой ракетоплан Х-15 (с.83-104)

Ссылки

  • X-15. Энциклопедия «Уголок неба».



North American X-15.